Министерство сельского хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2016.03.18.Об организации в муниципальных районах работы по упорядочению правоотношений по землям сельскохозяйственного назначения ликвидированных крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных организаций

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://agro.cap.ru/

Доклад

Слайд 1

Об организации в муниципальных районах работы по упорядочению правоотношений по землям сельскохозяйственного назначения ликвидированных крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных организаций

 

В 90-е годы прошлого столетия произошли принципиальные изменения в управлении земельными ресурсами, структуре собственности земель сельскохозяйственного назначения. Гражданам и юридическим лицам безвозмездно были переданы в собственность значительные земельные ресурсы, ранее находящиеся в исключительной собственности государства. За этот страна перешла к рынку и многие сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств ликвидировались либо преобразовались в иные хозяйствующие субъекты.

В настоящее время учтено 370 сельскохозяйственные организации и 1317 К(Ф)Х.

Слайд 2

В ходе подготовки проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года выявилось, что в Росреестре имеются сведения о закреплении земель в пользование таких ликвидированных лиц (сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х). В связи с чем, при проведении Сельхозпереписи возникает проблема каким образом учитывать земельные площади таких лиц. Согласно представленным Чувашстатом данным в целом по республике было ликвидировано 177 сельскохозяйственных организаций, у которых по данным Росреестра было в пользовании 146,6 тыс. га земель, из них 84,8 тыс. га использовалось под пашню. Также ликвидировалось 874 К(Ф)Х, у которых по данным Россрестра имелось 9,5 тыс. га. Помимо прочего ликвидировано в налоговых органах  1194 К(Ф)Х, использующих 7,8 тыс. га.

При этом отмечаем, что такие земли предоставлялись с учетом действующих на тот момент положений Земельного кодекса РСФСР и Закона РСФСР «О земельной реформе». Следует понимать, земельные участки передавались в собственность граждан для крестьянского (фермерского) хозяйства. За сельскохозяйственными организациями закреплялись земли, предоставленные в коллективно-долевую собственность граждан-членов указанных предприятий. В случае ликвидации сельскохозяйственного предприятия каждый сособственник имел право на получение земельного участка в натуре (на местности) для его использования в сельскохозяйственных целях. В связи с чем, неправильно считать, что у ликвидированных организаций и К(Ф)Х земля ничья, т.к. у таких земель есть собственники – граждане Российской Федерации.

В республике по состоянию на 1 января 2016 года право собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, оформлены на площади 398,3 тыс. га, что составляет 73% от общей площади земельных участков, предоставленных в общую долевую собственность. С учетом положений статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, а также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Слайд 3

На территории республики на указанную дату площадь выявленных органами местного самоуправления невостребованных земельных долей составляет 210,4 тыс. га. Из них в собственность муниципальных образований зарегистрированы земельные доли общей площадью 125,3 тыс. га, что составляет 60% от площади невостребованных земельных долей. Из зарегистрированных в муниципальную собственность земельных долей сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 64,8 тыс. га (52%), торги объявлены на земельные участки площадью 13,3 тыс. га, предоставлены в аренду – 28,8 тыс. га, в собственность – 3,3 тыс. га.

Для республики характерно повсеместное развитие эрозионных процессов и агроистощения почв. Это является следствием развитой овражно-балочной системы, переувлажнения и заболачивания земель, близкого залегания каменистых пород. При этом более 84% сельскохозяйственных угодий размещено на склонах. Такие земли сельскохозяйственного назначения не представляют особого интереса для инвесторов, что приводит к дальнейшему зарастанию их древесно-кустарниковой растительностью.

Слайд 4

Предлагаем рассмотреть данный вопрос на примере Рындинского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики. Как видно из рисунка  территория поселения испытывает влияние эрозионных процессов.

Слайд 5

В границах  поселения осуществлял сельскохозяйственное производство СХПК «Красный октябрь» (ликвидирован 28 ноября 2007 г.), за которым было закреплено 2923,5 га пашни, из которых использовалось в двух севооборотах – 2419,1 га, а также в почвозащитном севообороте – 455,1 га.

По результатам данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года общая земельная площадь поселения составила 3756 га, в том числе сельскохозяйственные угодья 3583 га, из них: пашня – 1123 га, пастбища – 642 га, многолетние насаждения – 2 га, залежь – 1780 га.

В настоящее время на интернет-сайте Росреестра на портале услуг в разделе «Публичная кадастровая карта» сельскохозяйственные угодья входят в кадастровые квартала 21:18:100501 и 21:18:100101.

Слайд 6

В кадастровом квартале 21:18:100501 из 180 га в настоящее время используется земельный участок с кадастровым номером 21:18:100501:10 площадью 35,4 га. Использование оставшейся части затруднено развитием эрозионных процессов и наличием овражно-балочной системы. На слайдах используемые земли выделены зеленым цветом, не используются – красным.

В кадастровом квартале 21:18:100101 предлагаем рассмотреть следующие земельные участки с кадастровыми номерами 21:18:100101:191, 21:18:100101:197, 21:18:100101:218. Все земельные участки поставлены на учет как ранее учтенные, т.е. границы которых в установленном порядке не описаны.

Слайд 7

Земельный участок с кадастровым номером 21:18:100101:191, расположен в южной части поселения, имеет резкий уклон (опускается 220 м до 160 м), вследствие чего, отмечаются эрозионные процессы. Согласно данным ЕГРП  150 га находятся только в общей долевой собственности. В связи с чем частично используется сельхозтоваропроизводителями без оформления должным образом документов на землю.

Слайд 8

Земельный участок с кадастровым номером 21:18:100101:197 площадью 111,5 га, права в ЕГРП отсутствуют. Данные космоснимков позволяют утверждать, что агротехнические работы на нем проводились.

Слайд 9

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. В связи с чем, такие земли скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения, и не являются пригодными для использования по целевому назначению. Так, земельный участок: 21:18:100101:218 площадью 186,5 га. Земли муниципальной собственности переданы в аренду сельхозтоваропроизводителю. На космоснимке отмечаем, что половина земельного участка обрабатывается, оставшаяся часть заросла древесно-кустарниковой растительностью.

Таким образом, только в одном сельском поселении, в границах землепользования бывшего совхоза «Красный Октябрь» Порецкого района до сих пор не завершена постановка на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых в установленном порядке описаны границы, а также  не завершена регистрация прав на такие земельные участки. В связи с чем,                     у недобросовестных землепользователей существует возможность в отчетах                       4-СХ сокрыть часть обрабатываемых площадей. Также возникает необходимость уточнения площади сельскохозяйственных угодий, учтенных в Росреестре, в виду утраты ими ценности в результате развития деградационных процессов земель. К сожалению такая ситуация свойственна для большинства муниципальных образований республики. Следовательно, достоверную картину об использовании земель в сельскохозяйственном производстве в статистических отчетах можно получить после завершения вышеуказанных мероприятий. Именно муниципальные районы в рамках возложенных полномочий по проведению муниципального земельного контроля вправе провести сплошное обследование земель в границах каждого поселения как на предмет их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования, а также на предмет наличия правоустанавливающих документов на землю. В каждом муниципальном районе имеется электронные карты, подготовленные с использованием программного комплекса MapInfo. На указанных картах допускается возможность формирования контуров земельных участков.

Слайд 10

Задачи муниципальным районам:

уточнить по каждому земельному участку, поставленному на кадастровый учет собственников и землепользователей, а также факт проведения сельскохозяйственных работ;

уточнить по каждому полю в границах землепользования сельскохозяйственных организаций района (материалы землеустройства 90-х годов прошлого столетия) состояние земель и фактическое использование;

организовать работу сельских поселений муниципального района по завершению регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;

по каждому земельному массиву, имеющему признаки утраты сельскохозяйственной ценности, подготовить учетные карты, в целях рассмотрения Правительством Чувашской Республики вопроса перевода таких сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в менее ценные угодья либо категорию земель лесного фонда или земель запаса;

внести в электронные карты, подготовленные с использованием программного комплекса MapInfo, контуры земельных участков и полей, в том числе: сведения о собственниках (землепользователях), состоянии земель и фактическом использовании.

Слайд 11

Благодарю за внимание.



Минсельхоз России Институт конъюнтуры аграрного рынка Анализ российских аграрных рынков   Журнал Агробизнес Крестьянские ведомости АПК-Информ Межрегиональная торговая система Зерно Зерно Он-Лайн Все сайты Чувашии
  КУП ЧР   ГУП ЧР Чувашхлебопродукт ЧГСХА Гостехнадзор Чувашии Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования      


Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика