Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года №910-р, и Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года №1163-р, в разделе 5.4. "Агропродовольственная политика", предусмотрено осуществление необходимых организационно-методологических мероприятий для проведения
Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
В последние годы в России отмечались существенные изменения в сельском хозяйстве: формировались новые экономические условия, совершенствовались земельные отношения, активизировалось развитие индивидуального сектора.
Если до 90-х годов прошлого века основными производителями в России являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходилось три четверти производимой продукции, то в дальнейшем в связи с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков собственникам личных подсобных хозяйств, владельцам садов и огородов, изменилась структура сельскохозяйственных производителей в сторону расширения индивидуального сектора в экономике сельского хозяйства. В настоящее время доля производства сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения составляет более половины от общего ее объема.
Таким образом, в ходе проведенных реформ сформировалась многоукладная экономика в сельском хозяйстве Российской Федерации, включающая три основные группы производителей - сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.
Произошедшие структурные изменения в отрасли обусловили, в свою очередь, реорганизацию статистического наблюдения, расширение применения выборочного метода в статистике сельского хозяйства. В соответствии с международной практикой использование несплошных методов статистического наблюдения требует проведения переписей один раз в 5-10 лет.
В России сельскохозяйственная перепись будет проводиться практически впервые за многие годы. Последний раз подобного рода работа была организована в 1920 году. В дальнейшем периодически осуществлялись специализированные сельскохозяйственные переписи. Среди них следует отметить переписи посевных площадей сельскохозяйственных культур (в 1964, 1976, 1985 гг.), плодово-ягодных насаждений и виноградников (в 1970, 1984 гг.) во всех категориях хозяйств и поголовья скота в хозяйствах населения (последняя перепись скота была проведена по состоянию на 1 января 1996 года). Практически все последние переписи были проведены до начала реформирования сельского хозяйства. В связи с этим назрела острая необходимость организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи в новых экономических условиях.
Сельскохозяйственная перепись - крупномасштабное мероприятие. Предстоит обследовать, в целом по Российской Федерации, около 25 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций; 8,0 тыс. малых предприятий; 264,0 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; 16,0 млн личных подсобных хозяйств; 14,6 млн семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады; 4,7 млн семей, имеющих коллективные и индивидуальные огороды, и ряд других производителей сельскохозяйственной продукции.
В результате переписи будут получены уточненные сведения по всем категориям хозяйств о размерах, структуре, формах собственности и использовании сельскохозяйственных угодий в связи с изменением земельного законодательства, о демографической характеристике производителя и занятости в сельском хозяйстве, включая вторичную занятость в личных подсобных хозяйствах, о размерах и структуре посевных площадей и поголовье скота и птицы, о товарности сельскохозяйственного производства, структуре затрат на его ведение, о наличии машин и оборудования, построек производственного назначения, о подробной структуре несельскохозяйственных видов деятельности в рамках нового классификатора ОКВЭД, о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду и др.
Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи будет способствовать повышению качества информации о состоянии и тенденциях развития сельского хозяйства, структурных изменениях в отрасли в связи с осуществлением земельной и аграрной реформ, развитии сельскохозяйственных интегрированных компаний, роли хозяйств населения в формировании продовольственных ресурсов страны, а также по ряду других актуальных вопросов.
Организация данной переписи позволит получить данные по основным характеристикам сельскохозяйственного производства, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок соответствующих показателей в межпереписной период; провести актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных обследований, прежде всего выявить неработающие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства; сформировать более совершенную систему показателей статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства в соответствии с международными стандартами.
Результаты сельскохозяйственной переписи будут иметь важное значение для разработки эффективной агропромышленной политики и формирования наиболее полной информации о состоянии продовольственного комплекса, одного из параметров экономической безопасности страны.
Проведение сельскохозяйственной переписи будет способствовать дальнейшей работе по приведению системы российской сельскохозяйственной статистики в соответствие с международными стандартами, получению характеристики сельского хозяйства в рамках Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), расширению информационной базы для международных сопоставлений.
Всероссийская сельскохозяйственная перепись будет проводиться в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей в соответствии с рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН) и других международных организаций.
Основными целями, которые должны быть достигнуты в результате проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, являются:
-
формирование федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сельского хозяйства России;
-
получение данных о структурных изменениях в сельском хозяйстве, произошедших в результате земельной и аграрной реформ;
-
совершенствование системы статистического наблюдения, уточнение существующих и создание новых регистров сельскохозяйственных производителей;
-
оценка ресурсных возможностей сельскохозяйственных производителей для ведения сельскохозяйственного производства;
-
актуализация генеральной совокупности всех категорий сельскохозяйственных производителей для различного рода выборочных обследований в межпереписной период и проведения статистических расчетов;
-
приближение национальной системы сельскохозяйственной статистики к стандартам ФАО ООН и расширение базы для международных сопоставлений в сфере сельского хозяйства.
В соответствии с общими принципами организации сельскохозяйственной переписи в качестве единиц статистического наблюдения при ее проведении предлагаются следующие:
-сельскохозяйственные организации (крупные и средние, малые, подсобные сельские хозяйства несельскохозяйственных организаций),
-крестьянские (фермерские) хозяйства,
-индивидуальные предприниматели без образования крестьянских (фермерских) хозяйств,
-личные подсобные хозяйства,
-садоводческие, огороднические некоммерческие объединения граждан.
В целях отработки организационных, методологических и технологических вопросов проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи предполагается провести в 2004 г. пилотные обследования в Белгородской и Московской областях и пробную сельскохозяйственную перепись Краснодарском, Красноярском краях, Саратовской и Пензенской областях. В ходе пилотных обследований будут апробированы программа сельскохозяйственной переписи; время, продолжительность и формы сбора информации от различных категорий сельхозпроизводителей; условия оплаты труда привлекаемых работников; осуществлены испытания в полевых условиях инструментария переписи и приемлемость нагрузки на переписной персонал; отработаны формы взаимодействия с местными органами власти и органами внутренних дел. Также будет проработан вопрос о целесообразности опроса во время переписи семей, имеющих земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, дачные, животноводческие некоммерческие объединения граждан.
Наличие в сельском хозяйстве России различных категорий производителей предполагает дифференцированный подход в использовании различных методов и способов сбора сведений.