Министерство сельского хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Резолюция научно-практической конференции «Кооперация на селе: состояние, механизмы государственного регулирования, эффективность»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://agro.cap.ru/

12 октября 2012 г.                                                                         г. Москва

Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, современное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе. Значимость сельской кооперации существенно возрастает в условиях глобализации и особенно – присоединения России ко Всемирной Торговой Организации.

В России кооперативные отношения на селе развиваются в рамках нескольких моделей и организационных систем. Важнейшими из них являются сельскохозяйственные кооперативы и потребительские общества.

Система сельскохозяйственной кооперации, как наиболее приближенная к агропромышленному комплексу, подразделяется на сельскохозяйственную потребительскую и сельскохозяйственную производственную кооперацию.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, объединяющие сельскохозяйственных товаропроизводителей (прежде всего, малых и средних) призваны снизить их производственные издержки, упростить реализацию продукции, облегчить доступ к заёмным средствам. Традиция кооперации для совместного использования техники, снабжения, переработки, хранения и реализации продукции, взаимного кредитования и страхования имеет в нашей стране давнюю историю; российские теоретические разработки и практический опыт крестьянской кооперации во многом послужили основой для становления кооперативных систем ряда стран мира.

Новый импульс развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в нашей стране придали Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, региональные программы развития сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной кооперации.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, на них распространяется ряд мер государственной поддержки АПК.

Основной формой государственной поддержки развития и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов является субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, перечень целевого назначения которых определяется нормативными документами.

Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов за период с 2006 по 2012 г. увеличилось почти в 7 раз и по состоянию на 1 июля 2012 г. по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации составило около 6,7 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных направлений деятельности, из которых фактически действует 4,5 тысячи.

Сельскохозяйственная производственная кооперация, несмотря на сокращение количества СПК за прошедший год почти на 10%, по прежнему играет большую роль в производстве сельскохозяйственной продукции, обеспечении занятости сельского населения, сохранении сельских территорий.

В отличие от иных организаций, сельскохозяйственный производственный кооператив есть трудовая и наиболее демократическая форма ведения сельскохозяйственного производства. Членом сельскохозяйственного производственного кооператива может быть только гражданин, работающий в нём, таким образом, кооператор является одновременно и работником, и сособственником имущества кооператива, при этом каждый член СПК имеет равное право голоса на общем собрании. Всё это позволяет рядовому труженику - члену сельскохозяйственного производственного кооператива, реализовать своё право на участие в хозяйственной деятельности кооператива, на принятие управленческих решений, на получение дохода: как в форме заработной платы, так и в форме права на долю от общего финансового результата деятельности СПК.

На сельскохозяйственные производственные кооперативы распространяются все меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В ряде случаев сельскохозяйственные производственные кооперативы выступают создателями потребительских кооперативов (в частности, снабженческих, сбытовых, кредитных) или участвуют в них.

Система потребительских обществ, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» занимает в системе кооперативных отношений на селе особое место. Их деятельность координируется Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз Российской Федерации), 76 региональными потребительскими союзами, в состав которых входит 3100 потребительских обществ. Количество пайщиков составляет значительную часть населения страны - около 4 млн. человек, многие из которых проживают и работают на селе.

Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации ведут многоотраслевую деятельность: торговлю, бытовое обслуживание, заготовки, производство, обеспечивая обслуживание жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. Важнейшим направлением деятельности организаций потребительской кооперации является заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, выстраивание единой цепочки «от поля до прилавка».

Для организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы разработан механизм, стимулирующий их сотрудничество с сельскохозяйственными товаропроизводителями: потребительские общества имеют право на получение субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам/займам, привлеченным для закупки сельскохозяйственной продукции, муки, сухого и концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, а также на оплату услуг, связанных с производством молочной продукции.

Вместе с тем, несмотря на то, что территория, на которой работают потребительские общества и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, и их членская база зачастую совпадают, и они осуществляют одинаковые виды деятельности, условия государственной поддержки до сих пор различны.

При выравнивании условий государственной поддержки, оказываемой государством другим кооперативам, занимающимся на селе одинаковыми с потребобществами видами деятельности, организации потребительской кооперации, являющиеся важной составной частью инфраструктуры села и располагая для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом, могут стать одним из эффективных организационных форм кооперации, способных создать действенную, конкурентоспособную систему закупки, переработки и реализации продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также оказывать социальные услуги по обслуживанию ЖКХ, созданию кооперативных детских садов.

Кроме того, важно учитывать, что важной социальной миссией, которую выполняют зачастую только организации потребительской кооперации, является обслуживание населения глубинных и малонаселенных поселений. В этой связи, для устойчивого развития сельских территорий важно предусматривать на постоянной основе возмещение предприятиям потребительской кооперации расходов на организацию торгового обслуживания населения глубинных и малонаселенных поселений, обслуживание которых осуществляют только организации потребительской кооперации.

Все разновидности кооперации на сельских территориях подвержены общим рискам: правовым, связанным с быстрым и зачастую непродуманным изменениям законодательства, и финансовым, вызванным недостаточностью направлений государственной поддержки. Помимо этого, развитие сельских кооперативов осложняется недостаточным контролем за соблюдением кооперативных принципов и  норм законодательства.

Специфической проблемой сельскохозяйственной потребительской кооперации является недостаточность собственных средств; только применительно к сельскохозяйственным кредитным кооперативам и только на время острота данной проблемы была частично сглажена участием ОАО «Россельхозбанк» в ряде СПКК в качестве ассоциированного члена.

Привлечение заёмных ресурсов на протяжении всей истории развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов было осложнено дефицитом обеспечения и высокой стоимостью заёмных средств.

Главным риском сельскохозяйственной производственной кооперации является бесконтрольная реорганизация СПК в различные хозяйственные общества и товарищества, расхищение их активов, возможности к чему существенно возрастают при несоблюдении нормы закона об обязательном членстве кооператива в ревизионном союзе.

Развитие кооперативов в сельской местности осложняется недостаточностью специфической инфраструктуры, к которым можно отнести учебно-методические центры развития кооперации, региональные гарантийные фонды поддержки малого предпринимательства, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, союзы и ассоциации кооперативов, фонды развития.

Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники Конференции считают необходимым:

1.Одобрить:

Подход органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации к сельской кооперации как важному и социально значимому явлению, которое нуждается в популяризации, развитии и поддержке, что нашло своё отражение в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и других документах.

2. Рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

учесть замечания кооперативных организаций при принятии в окончательном чтении федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

учитывать особенности сельской кооперации при подготовке проектов федеральных законов, привлекать представителей кооперативного сообщества при подготовке и рассмотрении законодательных актов, затрагивающих правовые условия деятельности кооперативов.

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность расширения перечня мер государственной поддержки кооперативных форм хозяйствования, в том числе предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и другими документами;

рассмотреть возможность расширения перечня направлений, по которым субъекты Российской Федерации вправе принять и направить на проводимый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации конкурс региональные значимые программы за счёт включения в данный перечень региональных программ развития кооперации в сельской местности;

рассмотреть возможность поддержки кооперативного движения за счет средств других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минрегион России, МЧС России, Минобрнауки России, Минтруда России, Фонда ЖКХ и др.);

принять  дополнительные меры по созданию, поддержке и развитию сельской кооперации в депрессивных регионах страны, где без вмешательства государства и массового перехода на кооперативные принципы ведения  сельхозпроизводства и другой хозяйственной деятельности   проблематично;

провести работу, направленную на выравнивание условий и мер государственной поддержки, оказываемой кооперативам, занимающимся на селе одинаковыми видами деятельности, включая организации потребительской кооперации;

распространить меры государственной поддержки организаций малого и среднего предпринимательства по линии Министерства экономического развития Российской Федерации на кооперативные организации, осуществляющие свою деятельность в сельской местности.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рекомендовать продолжить подготовку Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов;

рекомендовать создать при Минсельхозе России координационный совет по сельской кооперации, включив в его состав представителей федеральных органов исполнительной власти, кооперативного сообщества и научных организаций;

просить при заключении соглашений с субъектами Российской Федерации усилить контроль за наличием региональных программ развития кооперации в сельской местности и (или) подпрограмм в региональных программах развития сельского хозяйства.  Направить соответствующую информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для своевременного включения данных разделов в региональные программы;

рекомендовать создать в сельскохозяйственных ВУЗах кафедры  по сельскохозяйственной кооперации;

при подготовке планов учебной и методической работы, издании специализированной литературы предусматривать потребности сельской кооперации, привлекать в качестве экспертов и исполнителей представителей кооперативного сообщества. Оказать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов методическую  поддержку при выпуске специализированной литературы для сельскохозяйственных кооперативов и их ревизионных союзов, обучении и повышении квалификации ревизоров-консультантов;

внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложение об учреждении в Российской Федерации праздничного дня – Дня кооперации;

направить резолюцию конференции в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Минэкономразвития России,  Минрегион России, Минобрнауки России, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, РАСХН, АККОР, Центросоюз России.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

рекомендовать разработку и принятие региональных программ развития кооперации в сельской местности, включающих в себя направления поддержки сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (включая кредитные и строительные), ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, потребительских обществ;

рекомендовать предусматривать в региональных программах развития сельского хозяйства наличие подпрограммы по развитию кооперации в сельской местности с перечнем конкретных мер организационной, информационной и финансовой поддержки;

рекомендовать в региональных и муниципальных органах управления АПК создать отделы по развитию сельской  кооперации;

рекомендовать в обязательном порядке предусматривать меры поддержки организаций потребительской кооперации, включающие в себя, в том числе, возмещение предприятиям потребительской кооперации расходов на организацию торгового обслуживания населения глубинных и малонаселенных поселений, обслуживание которых осуществляют только организации потребительской кооперации;

усилить контроль за членством сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах, используя правовые возможности, предоставленные Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Российской академии сельскохозяйственных наук:

рекомендовать расширить теоретические и прикладные исследования по проблемам сельскохозяйственной потребительской и производственной кооперации, потребительских обществ с привлечением практиков кооперативного движения и специалистов научных организаций, ведущих разработки в области сельской кооперации, обеспечить внедрение их результатов в практику хозяйствования малых форм хозяйствования и муниципальных образований;

рекомендовать разработать  пилотные проекты по развитию сельской кооперации на уровне поселения, района, региона и федеральном уровнях с дифференцированным подходом к различным почвенно-климатическим, экономическим и территориальным особенностям регионов и районов. Обратить особое внимание на разработку проектов по развитию сельской кооперации в депрессивных регионах;

подготовить проект рекомендаций РАСХН по развитию сельской кооперации к предстоящему Первому Всероссийскому съезду сельских кооператоров;

рекомендовать провести анализ эффективности мер государственной поддержки кооперации в рамках действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы.

Кооперативным ассоциациям и союзам:

активизировать работу по подготовке Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов, разработке проектов его документов, формулированию проблем сельской кооперации и предложений по их решению;

усилить работу по стандартизации деятельности кооперативов и их объединений, созданию системы саморегулирования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» формах;

активно кооперироваться друг с другом для достижения мультипликативного эффекта;

повышать контроль, прозрачность и открытость самих кооперативов, контроль за их деятельностью со стороны профильных и ревизионных союзов, применения принципов добросовестности и честного партнерства (особенно в работе с пайщиками и членами кооперативов), что предполагается самой сутью кооперации. Участники конференции считают своей основной целью всемерно способствовать развитию кооперации на селе путем поддержки сельскохозяйственных потребительских, производственных кооперативов, потребительских обществ и решению проблем их развития как важнейших национальных задач.



Минсельхоз России Институт конъюнтуры аграрного рынка Анализ российских аграрных рынков   Журнал Агробизнес Крестьянские ведомости АПК-Информ Межрегиональная торговая система Зерно Зерно Он-Лайн Все сайты Чувашии
  КУП ЧР   ГУП ЧР Чувашхлебопродукт ЧГСХА Гостехнадзор Чувашии Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования      


Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика