Заседание Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, мониторингу и оперативному реагированию на изменения конъюнктуры продовольственного рынка Чувашской Республики
07.02.2014
Об итогах работы агропромышленного комплекса
Чувашской Республики за 2013 год и задачах на плановый период
Уважаемый Сергей Владимирович!
Уважаемые члены Правительственной комиссии, коллегии и приглашенные!
Вначале кратко остановлюсь на основных итогах работы агропромышленного комплекса республики за прошедший год.
В соответствии с федеральной Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, и соответствующей Государственной программой Чувашской Республики, всеми муниципальными районами разработаны программы развития до 2020 года, со всеми муниципальными районами заключены Соглашения о реализации Госпрограммы.
Из 38 показателей, предусмотренных в Соглашении между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в 2013 году ожидается выполнение 28 показателей, или 73,7%.
По вопросу выполнения мероприятий и достижения показателей предусмотренных в Соглашениях в Минсельхозе Чувашии в феврале т.г. будут проведены рабочие совещания, где будут заслушаны представители администраций муниципальных районов. Также на данных совещаниях планируется рассмотреть вопросы реализации инвестиционных проектов в 2014 году.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в прошлом году снизился на 10,7% и индекс составил 89,3%. Основное снижение произошло по продукции растениеводства из-за неблагоприятных погодных условий, повлекших за собой гибель сельскохозяйственных культур и снижение их урожайности.
В целом по республике производство зерна (в весе после доработки) составило – 396,2 тыс. тонн (96,2% к уровню 2012 года).
Вместе с тем, многие хозяйства применяя грамотную агротехнику, севооборот, комплексное внесение удобрений и средств защиты растений в требуемом объеме, производя посев качественными семенами в установленные сроки и обеспечив своевременную уборку, смогли получить высокий урожай.
В 9 районах республики увеличен объем производства зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств - Мариинско-Посадском (160,6%), Чебоксарском (123,0%), Цивильском (121,1%), Алатырском (119,8%), Ядринском (118,9%), Шумерлинском (112,0%), Урмарском (105,4%), Моргаушском (101,4%) и Вурнарском (101,0%) муниципальных районах.
Аграрии республики по основным видам продукции обеспечивают устойчивое превышение пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации - по обеспечению продовольственной продукции потребностей населения республики за счет собственного производства. А по таким видам, как овощи и картофель производства достаточно для вывоза на межрегиональный рынок.
При этом в прошлом году объем производства данных культур снизился и составил картофеля – 633,0 тыс. тонн (70,3% к 2012 году), овощей всех видов – 140,9 тыс. тонн (84,0%). Валовой сбор картофеля снизился во всех муниципальных районах (допустившие наибольшее снижение представлены на слайде), овощей – в 19-ти районах (Красночетайский 98,9%, Вурнарский 91,7%, Козловский 90,8%, Урмарский 90,1%, Канашский 89,8%, Янтиковский 87,4%, Ядринский 86,4%, Шумерлинский 86,3%, Порецкий 86,2%, Ибресинский 82,5%, Мариинско-Посадский 82,0%, Цивильский 81,5%, Моргаушский 76,6%, Красноармейский 76,1%, Батыревский 74,1%, Шемуршинский 73,6%, Чебоксарский 72,1%, Комсомольский 69,8%, Яльчикский 58,1%).
В прошлом году произошло снижение производства продукции животноводства во всех категория хозяйств: мяса – на 6% (103,3 тыс. тонн), молока – на 7,7% (422,2 тыс. тонн), яиц – на 3,6% (337,7%). При этом, в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы снизилось незначительно – на 0,7%, молока – увеличилось на 0,1%, яиц – на 0,8%.
Производство мяса птицы в 2013 году составило 34 тыс. тонн или 88,8%. Яйценоскость кур-несушек увеличилась на 0,6% и составила 310 штук.
В животноводстве показатели по увеличению объема производства продукции не были выполнены по причине проведения мероприятий по реконструкции и модернизации производства на крупных птицефабриках, резкого роста цен на зерно и покупные корма для животноводства, а также отвлечения оборотных средств на обслуживание привлеченных кредитов из-за недостатка средств на субсидирование процентных ставок по ним.
По оперативным данным районов, снижение производства мяса во всех категориях хозяйств в 2013 году допущено в 3 муниципальных районах республики (представлены на слайде): в Урмарском (на 4,4%), Чебоксарском (на 7,7%) и Канашском (на 11,7%) районах.
Производство молока во всех категориях хозяйств допущено также в 3 муниципальных районах республики: в Урмарском (на 1,5%), Шумерлинском (на 8%) и Алатырском (на 15,6%) районах.
Оценивая эффективность производства по выходу продукции с единицы площади, то 100 и более центнеров мяса на каждые 100 га сельхозугодий произведено в 5 муниципальных районах (Чебоксарском – 546 ц, Цивильском – 207 ц, Батыревском – 134 ц, Шемуршинском – 120 ц и Вурнарском – 108 ц). Данными районами производится более половины всего объема производства мяса в республике.
Наибольший выход молока в Комсомольском (731 ц), Шемуршинском (712 ц), Чебоксарском (707 ц), Ядринском (683 ц), Моргаушском (630 ц), Яльчикском (628 ц) и Батыревском (608 ц) районах.
В Чувашской Республике с начала реализации приоритетного национального проекта обеспечен рост продуктивности молочного стада и в прошлом году он составил 4515 кг.
По республике не достигли удоя даже в размере 4000 кг от одной коровы в таких муниципальных районах, как Красночетайский (3500 кг), Козловский (3374 кг), Порецкий (3300 кг), Цивильский (3067 кг), Шумерлинский (2885 кг), Урмарский (2799 кг), Алатырский (2685 кг) и Ибресинский (2685 кг) муниципальные районы.
Продолжается тенденция сокращения поголовья молочного скота и свиней. По состоянию на 1 января 2014 года во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота снижено на 5,9%, в том числе коров - на 6,9%, численность свиней сократилось на 17,9%.
Численность крупного рогатого скота сократилась в 12 муниципальных районах (представлены на слайде). Наибольшее сокращение допущено в Шумерлинском (на 10,7%) и Канашском (на 16,3%) районах.
Численность свиней снизилась в пятнадцати муниципальных районах. Наибольшее сокращение – в Комсомольском (на 44,9%), Шумерлинском (на 69,3%), Янтиковском (на 80,1%) и Канашском (на 86,3%) районах.
При росте производства основных видов пищевой продукции, включая напитки, сокращение производства на предприятиях, деятельность которых регулируют головные организации повлияло на снижение общего индекса, который составил 96,2%.
Увеличено производство полуфабрикатов мясных – на 79,7%, плодоовощных консервов – на 38,6%, масла сливочного – на 28,3%, мяса и субпродуктов пищевых – на 13,5%, крупы – на 14,0%, воды минеральной – на 7,3%, кондитерских изделий – на 4,7%, комбикормов – на 3,3%.
В 2013 году организациями производящими пищевые продукты, включая напитки, освоено производство более 150 наименований продукции и запущено 18 единиц нового технологического оборудования и линий.
В 2014 году рост производства будет обеспечен, прежде всего, за счет наращивания производства на предприятиях, осуществивших реконструкцию и модернизацию производства.Только последние три года организациями, производящими пищевые продукты, включая напитки, реализовано 16 инвестиционных проектов по развитию производства на общую сумму 4,3 млрд. рублей. В 2014 году предприятиями пищевой и перерабатывающей отрасли планируется завершение 8 инвестиционных проектов по расширению и вводу нового производства.
Основной задачей на 2014 год является за счет реализации всего комплекса намеченных мер по развитию аграрного комплекса обеспечить достижение следующих плановых объемов производства во всех категориях хозяйств:
зерновых и зернобобовых – 580,0 тыс. тонн (146,4% к 2013г.);
картофеля – 950,0 тыс. тонн (150,1%);
овощей – 174,0 тыс. тонн (123,5%);
скота и птицы – 118,0 тыс. тонн (114,2%);
молока – 540,0 тыс. тонн (127,9%);
яиц – 350,5 млн. штук (103,8%).
О направлениях государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей республики и принимаемых мерах по их совершенствованию в рамках реализации Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013-2020 годы»
ü Новые походы к государственной поддержке сельского хозяйства.
В 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители Чувашской Республики работали в условиях вступления России во Всемирную торговую ассоциацию, с учетом изменившихся форм и направлений государственной поддержки в рамках утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. При этом, часть новых мероприятий заменила существующие направления государственной поддержки.
üГосударственная поддержка в 2013 году.
Объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Чувашской Республики в 2013 году составил 2446,1 млн. рублей (118,6% к уровню 2012 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета – 1553,5 млн. рублей (118,7%), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 892,6 млн. рублей (118,5%).
Объем кредитов, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса Чувашской Республики в прошлом году, составил 7201,9 млн. рублей (100,9% к 2012г.), в том числе краткосрочных 1,8 млрд.руб., рост по сравнении с 2013 г. - 39%.
üГосударственная поддержка в 2013 году.
Направления и особенности государственной поддержки в 2013 году.
В области животноводства сохранены ранее действующие направления господдержки - приобретение племенного скота и семени племенных быков, племенных яиц и суточных цыплят, содержание высокопродуктивного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях и племенного маточного поголовья в специализированных хозяйствах.
С 2014 г. планируется внести изменения:
- на содержание племенного маточного поголовья КРС, в т.ч. на содержание племенного маточного поголовья КРС мясного направления в год – ставка составляла 4200 руб. за счет федерального бюджета и 5 % за счет республиканского бюджета на 1 условную корову, будет 3615 руб. и соответственно 5,8 %;
- на содержание племенного маточного поголовья сельхозживотных (за исключением племенного маточного поголовья КРС) в год ставка составляла 3520 руб. с федерального бюджети и 5 % с республиканского бюджета, будет 3030 руб. и 5,8 % соответственно на 1 условную голову;
- на содержание племенных быков – производителей молочного и мясного направления старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества в год, ставка составляла 105248 руб. из федерального бюджета и 5 % с республиканского бюджета, будет 150000 руб. и 5,8 % соответственно на 1 условную голову.
В целях недопущения распространения лейкоза перечень документов на приобретение племенных быков-производителей предлагается дополнить справкой Госветслужбы, подтверждающая благополучие хозяйства по лейкозу крупного рогатого скота.
üГосударственная поддержка молочного животноводства.
В Чувашской Республике, учитывая огромное значение данной отрасли, субсидий на возмещение части затрат на содержание высокопродуктивных коров из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются начиная с 2006 года.
Положительными результатами явились:
рост в 2 раза поголовья высокопродуктивных коров (с 10 тыс. голов в 2006 году до 19 тыс. голов в 2012 году или с 30% до 72% к общему поголовью);
увеличение в 2,8 раза доли производства молока этими хозяйствами (с 30% в 2006 году до 83% в 2012 году);
увеличение среднего надоя молока от одной коровы в 1,5 раза;
сохранение и увеличение объемов производства молока в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах.
ü Государственная поддержка в 2014 году.
В 2014 году планируется внести изменения по данному виду государственной поддержки (молочное животноводство – высокопродуктивные коровы)
В настоящее время наблюдается снижение производства молочной продукции молокоперерабатывающими предприятиями. По данным Чувашстата в 2013 году произведено цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - 141,5 тыс. тонн или 82,4% к уровню 2012 года. В связи с чем предлагается выплату субсидии на содержание высокопродуктивного поголовья коров производить при условии, что уровень товарности молока составляет не менее 80 %.
Кроме того, субсидии будут выплачиваться при условии реализации товарного молока:
юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим промышленную переработку молока на территории Чувашской Республики,
заготовительным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, сдающим молоко на предприятия, осуществляющие промышленную переработку молока на территории Чувашской Республики.
на рынках и (или) в торговой сети Чувашской Республики.
При предоставлении документов, подтверждающих сдачу молока перерабатывающим предприятиям Чувашской Республики.
Вынуждены принять такие меры по причинам:
- поддержка местного производителя молочной продукции, чем больше производят продукцию, чем больше реализация и поступление налоговых доходов в бюджет республики;
- обеспечение населения качественной молочной продукцией местных производителей.
ü Государственная поддержка в 2013 году
Новым направлением государственной поддержки предоставляемой с 2013 года, явилось предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением ЛПХ) на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока.
Средняя ставка за 1 литр(кг) реализованного (переработанного) молока в 2013 году составила:
2,81 рубля за 1 литр (кг) реализованного (переработанного) молока высшего сорта;
0,93 рубля за 1 литр (кг) реализованного (переработанного) молока первого сорта.
При этом, учитывалось соблюдение следующих условий:
недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, начиная с 2014 года;
обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году, начиная с 2014 года;
обеспечение выхода телят на 100 коров в 2013 году не ниже показателя 2012 года;
соответствие реализованного товарного молока показателям идентификации молока по содержанию в нем белка и жира, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 году - не менее 3,4% жира и 3,0% белка.
ü Государственная поддержка в 2014 году
В 2014 году планируется внести изменения по данному виду государственной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 г. №21 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370, в части уточнения критериев предоставления субсидии.
В настоящее время Минсельхозом Чувашии подготовлен проект предусматривающий внесение изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2013 г. № 96 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока».
Выплату субсидии в текущем году планируется производить при условии:
- по итогам предыдущего года выход телят на 100 коров составил не менее 70 голов,
- при наличии поголовья коров на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом;
- сохранение молочной продуктивности коров по отношению к соответствующему периоду предыдущего года;
- при средней молочной продуктивности коров по итогам предыдущего года 7000 килограммов и выше в текущем году допускается снижение молочной продуктивности коров не более чем на 5 процентов по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
По данным Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики за 2013 год вывоз за пределы Чувашской Республики молока составил 221,04 тыс. тонн, что составляет 52,4 % от всего произведенного молока в хозяйствах всех категорий.
ü Поддержка растениеводства.
Государственная поддержка в 2013 году
В 2013 году основные направления государственной поддержки в области растениеводства за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики были сохранены - это возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- на развитие элитного семеноводства;
- на закладку и уход за многолетними насаждениями;
- на приобретение средств химизации.
- несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
В целях улучшения качества посевного материала выплата субсидий на развитие элитного семеноводства производилась при условии приобретения семян оригинальных, элитных, гибридных первого поколения и посадочного материала сельскохозяйственных растений у специализированных семеноводческих хозяйств или у организаций, занимающихся производством семян, подготовкой их к посеву, или у лиц, уполномоченных этими организациями.
ü В 2014 году планируется внести изменения по данному виду государственной поддержки (элитное семеноводство)(в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2010 г. № 524 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие элитного семеноводства»).
Предлагается, что в случае, когда данные об урожайности сельскохозяйственных культур за предыдущий год по получателю субсидий отсутствуют в органах государственной статистики возмещение части затрат производится после проведения уборочных работ на основании данных статистических отчетов при условии, что средняя урожайность соответствующей культуры в целом по получателю субсидий за текущий год составляет не ниже 90 процентов среднерайонного значения за последние пять лет.
Также предусматривается, что выплата субсидии на приобретение семян зерновых и зернобобовых производится при условии, что удельный вес семян массовых репродукций и несортовых семян составляет не более 15 процентов от общего объема высеянных семян зерновых и зернобобовых культур.
В случаях сева зерновых и зернобобовых культур некондиционными семенами причитающиеся суммы субсидий за приобретенные семена зерновых и зернобобовых, подлежат уменьшению пропорционально удельному весу использованных некондиционных семян. Источником данных является справка о качестве высеянных семян зерновых и зернобобовых культур, выданная филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Чувашской Республике.
В 2013 году кроме предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на один гектар закладки многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений, плодовых и ягодных питомников, хмельников, оказывалась господдержка по новому направлению – предоставление субсидий на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей.
В 2014 году данное направление, также как и субсидии на реализованный хмель остаются без изменений.
ü Несвязанная поддержка в области растениеводства
Субсидии на минеральные удобрения, средства защиты растений, льготное топливо и частично элитные семена с 2013 года заменяет несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Возмещение части затрат получателей субсидий на поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства за счет субсидий, поступивших из федерального бюджета, производится по ставке в расчете на 1 гектар посева в соответствии с формами статистического наблюдения 4-сх, 1-фермер (29-сх, 2-фермер) за отчетный период.
При этом, сельхозтоваропроизводители берут на себя обязательство по сохранению посевных площадей в 2013 году не ниже уровня предыдущего года.
В 2014 году планируется внести изменения по данному виду государственной поддержки (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2013 г. № 97 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства»).
Предусматривается, что для получателей субсидии, не имевших в предыдущем году посевные площади, а также для получателей субсидии, которые начали осуществлять свою деятельность в текущем году, возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства производится по ставке на 1 гектар площади, посеянной в текущем году (площади текущего года исходя из плана сева).
Выплата субсидии производится в два этапа:
I этап – 70 процентов от причитающийся суммы субсидии.
II этап – причитающаяся сумма субсидии за вычетом полученных ранее сумм субсидий после подтверждения посевных площадей текущего года.
Сумма причитающихся субсидии по получателю субсидии, допустившему сокращение посевной площади текущего года по сравнению с предыдущим годом, подлежит уменьшению пропорционально сокращению посевных площадей.
ü В области страхования урожая сельхозкультур постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 утверждены новые правила предоставления федеральных средств, в соответствии с которыми дополнительно выплата субсидий производится на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства в размере 50% от страховых премий.
В 2013 году на государственную поддержку сельхозстрахования Чувашской Республике выделено 116,46 млн. рублей, в том числе на растениеводство – 107,1 млн. рублей, на животноводство - 9,36 млн. рублей.
По показателю «удельный вес застрахованных площадей» (50,8% в 2013 году) республика входит в число регионов-лидеров в Российской Федерации (справочно: удельный вес застрахованных площадей в целом по Российской Федерации по данным Минсельхоза России в 2013 году составит около 20 %).
В программе государственной поддержки страхования сельхозживотных приняли участие 136 сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключены 136 договоров, общая страховая сумма по заключенным договорам составляет 1,4 млрд.рублей. Застрахованное поголовье сельхозживотных составило 63,5 тыс.усл.голов. По соглашению предусмотрено застраховать 35 тыс. усл. голов, т.е. показатели по страхованию поголовья сельскохозяйственных животных перевыполнены в 1,8 раза.
ü В области сертификации продукции.
Изменения, внесенные в государственную программу Чувашской Республики по развитию сельского хозяйства предусматривают введение начиная с 2014 года нового направления государственной поддержки – «предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса (независимо от их организационно-правовой формы) и организаций потребительской кооперации Чувашской Республики на выполнение обязательных требований, связанных с внедрением системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO, на право использования товарного знака «Чувашский биопродукт» и получения экологического сертификата соответствия».
Предоставление субсидии по соответствующему направлению государственной поддержки позволит развить конкурентоспособное сельскохозяйственное производство и производство отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий, производство экологически чистых продовольственных товаров.
В целях продвижения отечественной сельскохозяйственной продукции на международные рынки предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики предусматривается осуществлять по трем направлениям получателям субсидий на возмещение части затрат в размере:
не более 20 процентов затрат на выполнение получателями субсидий обязательных требований, связанных с внедрением системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO;
50 процентов затрат на получение сертификата на право использования товарного знака «Чувашский биопродукт»;
50 процентов затрат на получение экологического сертификата соответствия.
В 2014 году на государственную поддержку сертификации в республиканском бюджета Чувашской Республике предусмотрено 300 тыс. рублей.
В настоящее время проект постановления об утверждении соответствующих правил находится на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти.
ü Кредиты.
В Чувашской Республике приоритетом в аграрной политике является создание новых конкурентоспособных производств в области сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции путем реализации инвестиционных проектов, большая часть которых связана с привлечением кредитных ресурсов. За последние пять лет объем привлеченных кредитов увеличился в 2,9 раза (с 2,5 до 7,2 млрд. рублей ежегодно).
Актуальная в этом году проблема нехватки средств на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам и займам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями характерна для всей Российской Федерации, неоднократно была озвучена перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и будет постепенно решаться.
Начиная с этого года изменились условия получения субсидий по привлекаемым кредитам. Ранее все сельхозтоваропроизводители, привлекающие кредиты при соответствии представленных документов требованиям правил предоставления субсидий, могли рассчитывать на данную меру господдержки, то теперь в Минсельхоз России на отбор направляются все инвестиционные предложения, по результатам которого формируется перечень инвестпроектов, подлежащих субсидированию.
Ожидается внесение изменений в Правила субсидирования % ставок по кредитам, в частности, предусматривающее увеличение срока субсидирования инвестиционных кредитов, предоставленных на цели строительства, реконструкцию животноводческих помещений молочного направления, а также пролонгация ранее полученных кредитов на эти цели, общим сроком до 15 лет. Субсидирование таких кредитов предусматривается в размере 100 % ставки рефинансирования ЦБ РФ, на момент заключения договора, и 3% за счет средств республиканского бюджета.
ü
В 2013 году Чувашская Республика продолжила активное участие в новых федеральных программах по поддержке малых форм хозяйствования.
Всего за два года в рамках программы по поддержке начинающих фермеров отобрано на конкурсной основе 97 фермеров и оказана поддержка на сумму 101,4 млн. рублей, что позволило создать 270 новых рабочих мест.
Следующее направление – развитие семейных животноводческих ферм. Начиная с 2012 года фермерам, изъявившим желание построить ферму на селе, за счет бюджетных средств возмещается до 60% стоимости строительства животноводческих помещений. По результатам конкурсного отбора поддержка предоставлена 10 семейным фермерам на общую сумму 62,7 млн. рублей.
В декабре 2013 года программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм вновь прошли конкурсный отбор в Министерстве сельского хозяйства России, и работа по данным программам будет продолжена.
В прошлом году с учетом изменений на уровне Российской Федерации, опыта отбора, а также предложений начинающих фермеров были внесены следующие изменения в порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 апреля 2012 г. №142):
- срок создания начинающим фермерам КФХ продлен до 24 месяцев;
- по желанию начинающих фермеров вся сумма господдержки может быть направлена в виде гранта на развитие производства (вместо направления на бытовое обустройство) – до 1100 рублей;
- количество создаваемых рабочих мест – одно на каждые 500 тыс. руб. гранта (было – не менее 3-х).
- допускается к конкурсу заявитель, получивший ранее господдержку на содействие самозанятости или грантов на организацию предпринимательской деятельности при условии, что направлял на финансирование за счет указанных выплат других затрат.
ü Экономически значимые региональные программы
Минсельхозом Чувашии в 2013 году в целях дальнейшего развития аграрного сектора были разработаны, утверждены и представлены в Минсельхоз России для участия в отборе экономически значимых региональных программ на оказание финансовой поддержки из федерального бюджета 11 ведомственных целевых программ, которые включены в государственную программу Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013–2020 годы».
Из числа представленных программ были отобраны 3 программы:
ведомственная целевая программа «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013–2015 годы), на реализацию которой выделено из федерального бюджета 1,4 млн. рублей;
ведомственная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике на 2011–2015 годы», на реализацию которой из федерального бюджета выделены средства в сумме 19,5 млн. рублей;
ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Чувашской Республике на 2012–2015 годы», на реализацию которой выделено из федерального бюджета 0,7 млн. рублей.
В целях оказания поддержки для дальнейшего развития отрасли в Минсельхоз России для участия в конкурсе на 2014 год были представлены семь экономически значимых региональных программ.
ü Государственная поддержка экономически значимых региональных программ в 2014 году
В рамках данных программ предусматривается поддержка переработки и хранение картофеля и овощей в виде предоставления субсидий на строительство объектов по хранению и переработке.
Также планируется поддержать производство овощей защищенного грунта, на развитие традиционного направления - хмелеводства. Значительные субсидии выделяются на содержание высокопродуктивного поголовья коров в рамках программы по развитию молочного скотоводства.
В этом году с учетом изменений на федеральном уровне, внесены изменения в Государственную программу по развитию сельского хозяйства Чувашской Республики до 2020 года. Они предусматривают новые мероприятия, в том числе по развитию ветеринарии, устойчивому развитию сельских территорий, развитию мелиорации.
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики на 2014-2020 годы».
В связи сзавершением реализации в 2013 году республиканской целевой программы «Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года» с этого года в целях повышения качества жизни сельского населения начнется реализация подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики на 2014-2020 годы», в соответствии с которой предусматривается, что с 2014 года для молодых семей и молодых специалистов и для граждан размер социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья составит 70 % расчетной стоимости жилья (для граждан было – 45%). Также дополнительным стимулом будет являться первоочередное предоставление социальных выплат многодетным семьям.
Поддержка села и его жителей, а также устойчивое развитие сельских территорий останутся приоритетным направлением для республики.
Вводятся новые мероприятия:
- грантовая поддержка местных инициатив граждан;
- поощрение достижений в сфере сельского развития (проведение всероссийских конкурсов, спортивных соревнований и т.п.)
Обязательное условие господдержки:
- Наличие реестра проектов социально-инженерного обустройства сельских населенных пунктов и проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, увязанных с созданными (создающимися) объектами АПК;
- Создание дополнительных высокотехнологических рабочих мест в организациях АПК в сельской местности, где осуществляется реализация мероприятий;
- комплексность социально-инженерного обустройства сельских населенных пунктов, с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала и особенностей реализации инвестиционных проектов.
ü Среднемесячная заработная плата
В завершение, остановлюсь на больной для всей нас проблеме – низком уровне среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве Чувашской Республики. Она по-прежнему остается низкой среди регионов Приволжского федерального округа и в январе-ноябре 2013 г. составила 10630,3 руб. (111,2% к соответствующему периоду 2012 г.), или 56,1% к среднереспубликанскому значению зарплаты в целом по экономике.
Одними из причин является неправильный учет работников и начисление заработной платы. С целью наведения порядка в этой сфере Минсельхозом Чувашии совместно с Чувашстатом были организованы выездные кустовые совещания в муниципальных районах, на которых было рекомендовано администрациям муниципальных районов совместно с руководителями сельскохозяйственных организаций провести мониторинг, анализ и установить контроль за уровнем заработной платы, разработать графики поэтапного повышения уровня среднемесячной заработной платы до среднереспубликанской в сельском хозяйстве с указанием мероприятий по повышению заработной платы. И эта работа будет продолжена, будет проводиться ежемесячный мониторинг и анализ.
Также в значительной степени на результаты повлияли аномальные погодные условия 2010 и этого года. Но нельзя все сваливать на неурожай. Соседние с нами регионы также пострадали от засухи и других бедствий. При этом, цены на сельхозпродукцию – зерно, картофель, молоко по ПФО сильно не отличаются. Однако, заработная плата там выплачивается гораздо выше, чем у нас – например, в Марий-Эл – 14073,9 руб. (на 32,4% выше чем у нас), Мордовии – 13288,7 руб. (на 25%).
Это может быть по двум причинам: 1) на предприятиях высокая производительность труда, позволяющая получать дополнительную прибыль за счет снижения издержек (затрат) на производство, 2) начисление «реальной» заработной платы и полное ее отражение в отчетности. К этому надо стремиться и нам, т.к. это является важным фактором повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики.