Министерство сельского хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2007.06.26 Сельским предпринимателям доверят корпоративные рынки ("Российская газета")

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://agro.cap.ru/
"Российская газета"

 

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев уверен, что "власть должна заняться торговой политикой на районном и региональном уровнях". Организация и строительство кооперативных сельскохозяйственных рынков, по мнению минсельхоза, даст возможность россиянам недорого покупать свежую продукцию, а мелким производителям - продавать свою продукцию по справедливой цене.

Алексей Гордеев считает, что в новых кооперативах вся полнота власти будет принадлежать сельхозтоваропроизводителям. И соответственно прибавочную стоимость они будут распределять между собой.

"Это была большая иллюзия, и мы, слава богу, от нее избавились, что фермер или крупное личное подворье могут самостоятельно выходить на рынки", - заявил глава минсельхоза Алексей Гордеев на заседании рабочей группы по нацпроекту "Развитие АПК", которое прошло в Чебоксарах. Министр считает, что сбыт могут как следует наладить крупные организации, а государство должно помочь объединить в них малых сельских предпринимателей.

Эти малые вместе не так уж малы. В стране действует 18 миллионов личных подсобных хозяйств, и вместе они дают около половины российского продовольствия. Правда, точно определить их вклад в пропитание народа сложно. Недавно Алексей Гордеев сообщил, например, что по данным всероссийской сельскохозяйственной переписи, производство картофеля в ЛПХ оказалось почти на 30 процентов ниже, чем считалось раньше. И все же без еды с подворий страна не пережила бы первые годы реформ, а сейчас с большим напряжением смотрела "в рот" импортерам продовольствия.

При этом проблема выхода деревенского двора на российский агропродовольственный рынок была острой даже в шальные 1990-е годы. Сельского жителя обкладывают такой данью (и белой, и серой), что тамбовская картошка становится дороже суданской, но никакой прибыли самому селянину не приносит. А на краю поля цену вообще диктует перекупщик. И, конечно, старается опустить ее, как можно ниже. В результате - парадокс. Производители, захватившие в новой России половину рынка продовольствия, остались бедны, как церковные крысы.

Национальный проект "Развитие АПК", в общем, даже несколько обострил эту проблему. Мелкие сельские предприниматели взяли уже больше 300 тысяч кредитов на развитие производства. И реально его подняли. А новые каналы сбыта продовольствия открываются медленнее и труднее, чем нагуливают бока свиньи и набирают вес капустные кочаны.

Хотя, если посмотреть на цифры, все идет хорошо. В прошлом году, по данным Росстата, продажи продукции личных подсобных хозяйств возросли на 10,3 процента. А совокупный объем продаж продовольствия на рынках вырос на 14,2 процента. В чем же тогда проблема? А в том, что если учесть рост цен, 10,3 процента в рублях - это нуль в килограммах овощей и головах мелкого и крупного рогатого скота. А прибавку в продажах на рынках дают бананы из Эквадора, апельсины из Марокко и ананасы с Филиппин, которые по понятным причинам царят на прилавках колхозных рынков. Попытка изгнать их оттуда всегда оборачивается фиаско. Вот, например, относительно недавняя инициатива московских властей, которые освободили большое количество торговых мест для российских производителей, закончилась практически ничем. Фермеры и владельцы ЛПХ не хлынули лавиной завоевывать вожделенный столичный рынок. Во-первых, кормить свинью и продавать свинину - это все же совершенно разные занятия. Во-вторых, попасть в Белокаменную - непростая задача. "Я на машине со спецсигналом не могу в Москву въехать, - воскликнул Алексей Гордеев, явно имея в виду пробки. - А как фермер попадет на рынок?"

Полтора года назад на старте национального проекта "Развитие АПК" в стране действовало всего 911 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 161 - снабженческо-сбытовой. За 2006 год создали 1055 кооперативов. И еще почти 500 - уже в этом году. Но хорошо, если 600 из новых объединений реально действуют. Банки готовы предоставлять им кредиты, государство - субсидировать процентные ставки, но новым кооператорам просто нечего заложить в банк, чтобы взять кредит. У них нет собственных средств, чтобы выстроить бизнес. И в селах, и даже районах остро не хватает квалифицированных людей, которые знали бы толк в финансах, маркетинге, логистике. И к тому же обладали бы достаточной волей, чтобы вести бизнес. Поэтому в процесс кооперации, который в идеале должен начинаться снизу, активно вмешивается власть. Больше половины регионов страны создали залоговые фонды, чтобы иметь возможность поручиться перед банком за свои кооперативы. В Чувашии, которая, конечно, выбрана местом проведения рабочей группы по нацпроекту не случайно, начинается строительство кооперативных рынков. Алексей Гордеев, например, заложил первый кирпич в основание такого сооружения в городе Канаш.

Пока, однако, трудно понять, какую ценовую политику будут вести изголодавшиеся по прибыли владельцы ЛПХ и мелкие фермеры. Не будет ли картошка на кооперативных рынках такой же дорогой, как персики на тех базарах, что уже успешно торгуют? Но раз уж власть берет на себя ответственность за создание кооперативов, ей, возможно, впоследствии какое-то время придется регулировать цены на крестьянских рынках. Но главное, чтобы это не стало традицией.

 



Минсельхоз России Институт конъюнтуры аграрного рынка Анализ российских аграрных рынков   Журнал Агробизнес Крестьянские ведомости АПК-Информ Межрегиональная торговая система Зерно Зерно Он-Лайн Все сайты Чувашии
  КУП ЧР   ГУП ЧР Чувашхлебопродукт ЧГСХА Гостехнадзор Чувашии Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования      


Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика