Участники Всероссийского совещания с большим вниманием ознакомились с опытом Чувашской Республики по социальному развитию сельских территорий.
Высокий удельный вес сельского населения в Чувашской Республике (40%), а также накопившиеся за десятилетие его социальные проблемы обусловили приоритетность в социально-экономической политике республики комплексного ускоренного социального развития сельских территорий, обеспечения достойного уровня жизни селян.
В сельском хозяйстве Чувашской Республики производится около 20% валового регионального продукта, доля налогов от предприятий АПК составляет 17% от общей суммы налоговых поступлений.
В целях создания цивилизованных условий жизни на селе в Чувашской Республике высокими темпами ведется строительство автомобильных дорог, водопроводных и канализационных сетей, жилья, школ, больниц. В 2002 году в сельской местности введено 270 тыс. кв.м жилья, построено 803 км распределительных газовых сетей, газифицировано 8,5 тыс. жилых домов. Принято решение завершить газификацию республики за 2 года. Построено и реконструировано 203 км автомобильных дорог общего пользования. В республике реализуется программа реструктуризации и строительства современных сельских школ, создаются модельные сельские библиотеки, оснащенные комплектами компьютерного оборудования и имеющие доступ к сети Интернет. Открыто 200 офисов врачей общей практики. Закуплено 150 автобусов для транспортировки учащихся сельских школ от дома до учебного заведения и обратно.
Вместе с тем, большинство сельских территорий Российской Федерации сегодня переживают системный кризис, основными проявлениями которого являются:
- ухудшение демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения наблюдается в 70 регионах Российской Федерации и обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Процесс миграционного прироста сельского населения полностью себя исчерпал и, начиная с 2001 года в большинстве регионов Российской Федерации численность сельского населения начала сокращаться. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднероссийского уровня. Смертность сельских жителей выше аналогичного показателя для городских жителей, а ожидаемая продолжительность жизни сельского населения на полтора года ниже, чем у городского населения;
- сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жителей, их уровень продолжает оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2001 г. 11,9 %, регистрируемая 2,6%. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 1631 руб. или 39% к общероссийскому уровню;
- снижение качества жизни в сельской местности. За последнее десятилетие сеть учреждений социальной сферы в сельской местности имеет тенденцию к сокращению. Сверхнормативный износ основных фондов сельских учреждений социальной сферы, низкий уровень их материально-технической оснащенности, недостаток квалифицированных кадров специалистов бюджетных организаций снижает качество предоставляемых сельским жителям социальных услуг;
- ограниченность доступа информации для сельского населения. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Низкая эффективность используемых телевизионных ретрансляторов не позволяет расширить сеть телевизионного вещания на обширные малонаселенные территории.
Из-за бездорожья свыше 40 тысяч сельских поселений остаются без автобусного сообщения, 1/3 сельских населенных пунктов не имеют дорожной связи с другими населенными пунктами.
- сокращение сельского расселения, потеря исторически освоенных территорий. Количество сельских населенных пунктов по сравнению с предыдущей переписью сократилось на 17 тысяч. Количество проживающих в 34 тысячах сел составляет не более 10 семей.
Основной причиной создавшегося негативного положения в социальном развитии сельских территорий является исторически накопившееся отставание деревни в социально-экономическом развитии, обусловленное:
- слабым развитием в сельской местности промышленности, сферы услуг, других несельскохозяйственных отраслей;
- низким уровнем условий труда и быта на селе;
- ведомственной разобщенностью управления сельской местностью на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время решение отдельных задач сельской экономики и инфраструктуры рассредоточено по 13 федеральным программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация. Не принята согласованная национальная стратегия устойчивого сельского развития;
- продолжающимся узкоотраслевым подходом к развитию экономики села, при котором основное внимание уделяется аграрному производству и отсутствует механизм стимулирования развития несельскохозяйственного сектора;
- информационной изолированностью российских сел.
В целях улучшения социально-экономического развития сельских территорий необходимо:
1. Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минтруду России, другим федеральным министерствам и ведомствам разработать и представить в Правительство Российской Федерации концепцию устойчивого развития сельских территорий.
2. Минсельхозу России совместно с другими заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры для безусловного выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
3. Минтруду России, Минсельхозу России, другим федеральным министерствам и ведомствам осуществить в рамках Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы разработку и реализацию программ содействия развития занятости в сельском хозяйстве, развития нетрадиционных форм хозяйствования на селе, возрождения национальных художественных промыслов для обеспечения самозанятости сельского населения.
4. Госкомспорту России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со спортивным обществом «Урожай» обеспечить создание в 2003-2004 годы спортивных коллективов во всех сельских административных округах. Совместно с органами образования в субъектах Российской Федерации разработать план открытия филиалов (отделений), учебно-тренировочных групп детско-юношеских спортивных сельских школ, обеспечив их источниками финансирования.
5. Минздраву России разработать меры по материально-техническому, кадровому обеспечению существующей сети сельских учреждений здравоохранения, развитию выездных форм медицинского обслуживания сельского населения.
6. Минсельхозу России, Минэкономразвития России, Минфину России внести предложения об увеличении в 2004 году государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
7. Минэкономразвития России, Минфину России, федеральным органам исполнительной власти при реализации соответствующих федеральных целевых программ, учитывать приоритетность социального развития сельских территорий.
8. Минкультуры России, Минфину России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать меры по укреплению материально-технической базы сельских учреждений культуры.
9. Минкультуры России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить подготовку и проведение в 2004 году Всероссийского форума работников сельских учреждений культуры.
10. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
- активизировать работу по разработке и принятию региональных программ социального села;
- принять меры по безусловному выполнению в 2003 году своих обязательств, предусмотренных заключенными с Минсельхозом России соглашениями в части выделения в полном объеме на софинансирование программных мероприятий средств бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечение внебюджетных источников и ввода объектов социальной и инженерной инфраструктуры в установленные сроки;
- принять меры к использованию в своих регионах положительного опыта субъектов Российской Федерации в области развития сельского жилищного строительства, других объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- активизировать работу по передаче объектов социально и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий, в ведение органов местного самоуправления;
- усилить контроль за сохранностью пришедших в негодность, запрещенных к применению и подлежащих утилизации пестицидов с учетом результатов проведения их инвентаризации.