Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://agro.cap.ru/
Фотовыставка восславила село
Персональная выставка фотохудожника Владимира Филиппова «Хвала рукам, что пахнут хлебом» посвящена Году земледельца Чувашии. 100 фотографий разместили в трех залах республиканского Художественного музея. Владимир разочаровал сторонников парадного отображения крестьянских будней - в экспозиции нет фото восседавших в президиуме умных начальников, торжественных собраний и выступающих с трибуны передовиков сельского хозяйства. Единственное фото с участием Президента Чувашии Николая Федорова датировано 2006-м годом, там запечатлен момент общения крестьянки с первым лицом республики.
Нелегко было отобрать 100 лучших снимков из пяти тысяч фото. Чувашский художественный музей два зала выделил под творчество Семена Игнатьева, но планам не суждено было сбыться из-за трагической смерти мэтра фотографии. Научные сотрудники художественного музея Майя Карачарскова и Людмила Кадикина высоко оценили творческий подход к материалу самого фотомастера. Ему удалось запечатлеть думы и надежды крестьянина.
Кадры, запечатлевшие быт и работу селян, передают благородство крестьянского труда и красоту родной природы: будь то вспашка поля гусеничным трактором или работа женщины-агронома.
Только в 2009-м году Владимир на велосипеде накрутил более 800 километров, посетил десятки СХПК и фермерских хозяйств. Он видел в Канашском и Комсомольском районах ухоженные по голландской технологии поля, где не видно крестьянского проклятия - ростков сорняка. Это чудо сотворили работящие крестьянские руки и высокопроизводительное сельхозоборудование. «Исколесил республику и пришел к выводу - вопреки всему, село живет, так что рано на крестьянах крест ставить. Сельчане, пусть и со скрипом, приноравливаются к новым экономическим реалиям и замерли в ожидании кардинальных перемен. Я верю, что местные аграрии станут локомотивом чувашской экономики», - считает потомственный горожанин Филиппов. Его вряд ли занесешь в список ораторов, дежурно воспевающих тружеников полей и ферм.
В творческие командировки выезжает по велению сердца и заданию республиканских газет и журналов. До пункта назначения удобней добраться на попутной машине и пассажирском автобусе. Когда ездил с чиновниками, всегда приходилось клянчить об остановке, дабы щелкнуть на камеру удивительнейший закат. Солидные люди завсегда заняты и считают «баловством» любование красотами родной природы. Вот почему Владимир— сторонник путешествия на двухколесном «коне». Ведь велосипед-тихоход позволяет не проскочить мимо прекрасного фотокадра, остановиться «для фотосессии» лягушки, гнезда с птенцами, потравленного химикатами кузнечика.
«Трудно снимать женские лица, -признается фотомастер. - Завидят направленный объектив девочки и бабушки, начинают лихорадочно прихорашиваться и выдавать «голливудскую» улыбку. Мне нужен не «гламур», а фото погруженного в раздумья человека. Натруженные руки, усталое лицо или радостная физиономия шаловливой малолетней пастушки гусей зрителю говорят о человеке многое», — считает фотомастер.
Что имеем-не храним, потерявши-плачем
Искусствоведа М. Карачарскову отличает сдержанность при оценке творчества ныне здравствующих художников. Так что посетители вернисажа были приятно удивлены комплиментами, которыми она осыпала заслуженного работника культуры Чувашии Филиппова. Корни его творческого успеха Майя Андреевна усматривает в телевизионном прошлом фотомастера - когда-то был талантливым оператором-постановщиком и художественным руководителем ряда проектов ГТРК «Чувашия». В творческом содружестве с журналисткой Татьяной Ильиной создали оригинальные видеофильмы и телепередачи о национальном колорите чувашского народа. Для будущих поколений они запечатлели ныне «умирающие» народные обряды. Майя Андреевна вспомнила историю, когда от телевизионной начальницы музейщики получили общественную «пощечину». Умирал известный чувашский художник Акцынов, накануне кончины «исповедовался» перед телекамерой о прожитой жизни. Он рассказал о детстве, эмигрировавшей во Францию бабушке, о своем аресте и отсидке в сталинских лагерях ГУЛАГа. Вспомнил, как первая жена, венгерка по национальности, умерла в трюме арестантского теплохода. Почему-то начальница ГТРК разгневалась на «самоуправство» оператора-постановщика Филиппова и приказала техникам стереть уникальную «крамольную» видеозапись. Сдается, именно из-за творческой строптивости и нежелания согласовывать с руководством свое видение окружающего мира Владимира Филиппова и Татьяну Ильину «попросили» покинуть славное ГТРК. Телевидению он, между прочим, отдал почти 20 лет своей жизни.
Культура-с
Он скрывал разочарование, что на открытие его персональной выставки не пришли бывшие коллеги по телевизионному цеху. Хотя некоторые были лично пригашены. Владимир это «списал» на сильную занятость телевизионщиков: они-де нынче нарасхват.
Но горькую пилюлю ему подсластили бывшие коллеги из пресс-службы ОАО «Химпром». Там Владимир проработал всего-то года три, занят был оформлением стендов и портретной галереи химиков-передовиков. Радостно было видеть, как делегация из Новочебоксарска, вручая герою вечера цветы, осыпала его искренними комплиментами. Абсолютно неамбициозному художнику, думается, польстило то, что бывший генеральный директор Химпрома, ныне депутат Госсовета Чувашии Виктор Стародубцев в рабочем графике выкроил время приехать на вернисаж и сказать несколько теплых слов.
...На открытии (а также закрытии) выставки Владимир Филиппов исполнил музыкальную фантазию на якутском инструменте «варган». Есть у якутов музыкальный инструмент, который не по зубам (в прямом и переносном смысле, ибо наши резцы играют неважную роль) легкомысленному дилетанту. К творчеству Владимир относится как к игре на варгане - плохо будешь трудиться, тогда раздастся раздражающий дребезжащий звук. Если в дело вложишь душу -появится продукт искусства вроде персональной выставки «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Валерий ФЕДИСОВ.