На заседании коллегии Минстроя Чувашии, которое проходило в Канате, были подведены итоги реализации Указа Президента Чувашской Республики «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики». И когда речь зашла о Вурнарском районе, было отмечено, что дорогами с твердым покрытием соединены все населенные пункты, за исключением деревень Зеленовка и Талхир, в Зеленовке проживают в 1 дворе, в д. Талхир - в 4 дворах. А за этими скупыми строками — люди, их история и наше отношение к прошлому...
Былое и думы
Когда речь заходит о деревне Зеленовка, то параллельно говорят и о Кольцовке, что расположилась в нескольких километрах. Эта парочка связана глубокой историей русских деревень в Вурнарском районе. И если раньше в Зеленовке жителей насчитывалось больше, чем в Кольцовке, то сегодня все повернулось до наоборот — в Зеленовке остался один жилой дом, и живут в нем только летом. А ведь история обоих населенных пунктов началась в далеком 1745 году.
Именно тогда свияжский помещик П. Ф. Кольцов объявил, что в 1690 году ему было пожаловано 258 десятин пашни и много других угодий (леса, сенокосы и прочее) из земель двух чувашских де-ревнень, Кошлауши и Рунги тож, входивших в Цивильский и Симбирский уезды. Здесь же, уверял он, 186 десятин пашни и другие угодья принадлежат цивильскому помещику В. Амачкину. Свияжская провинциальная канцелярия направила сюда дворянина И. Далакина для отвода земли помещикам. Чувашские крестьяне заявили ему, что земли эти принадлежат им по документам (крепостям), и передавать их помещикам не позволят. Когда Далакин со «сторонними людьми» выехал в поле для описи земли, «то объявленных деревень Кошлауш чюваша человек со ста выехали на тое ж землю, ис которых чюваш пять человек с дубинами, а протчие с топорами на долгих топорищах». Кошлаушские чуваши не позволили Далакину составлять опись земель. Однако в дальнейшем они не сумели отстоять свои земли. П. Кольцов вскоре здесь основал деревню Кольцовку, а В. Амачкин — деревню Зеленовку (по-чувашски Алманчак— от фамилии Амачкин).
А вот как в предании описывается это событие. К кошлаушским чувашам приехал один русский (барин) на повозке, запряженной быком. Он просит у сельчан маленький участок земли, чтобы бык мог полежать на нем до утра. Чуваши согласились, подписали даже соглашение, приложив к нему большую печать. Барин заколол быка, кожу нарезал на тонкие длинные ленточки и отрезал земли столько, сколько сумел охватить лентой. Утром чуваши изумились: их земля отошла обманщику. А соглашение защищало его. Обманщик оказался помещиком Кольцовым. Он привез сюда своих крепостных крестьян и заложил деревню Кольцовку, вскоре сюда заявился и помещик Амачкин (Аманчкахуса), который основал деревню Зеленовку.
Как видим, еще в далеком 1745 году два помещика нашли хорошие земли в Чувашии и делали все, чтобы захватить их. Сегодня мы махнули рукой на плодородные земли, дубравы, водоемы. Не все. Когда в 90-х годах прошлого века в страну пришла безработица, запустение, из Зеленовки в Кольцовку перевезли всю колхозную технику, оборудование, оставив зеленовчан ни с чем. Надо было что-то делать, ведь просто погибать не хотелось. И народ, как всегда, нашел выход. Большинство уехало в город Рудный, что в Казахстане, остальные разъехались по всей стране. Депутат Государственного Совета Чувашии Николай Милицков, который, оставив должность заместителя главы администрации Вурнарского района, вернулся в родной колхоз с желанием возродить Зеленовку. Николай Петрович предпринял первые шаги в этом плане — была предварительная договоренность с «Воркутауголь» о переселении пенсионеров-шахтеров в Чувашию. Задумка была оригинальная: пенсионеры Севера люди далеко не старые, а "Воркутауголь" была готова рассмотреть варианты строительства домов в Зеленовке для своих пенсионеров. Увы, задумкам не пришлось осуществиться. Весной, когда Николай Милицков за рулем метался от поля к полю, из района — в деревню, чтобы вовремя завершить посевную кампанию, сердце его не выдержало, остановилось...
Но вернемся к истории. А конкретно — к людям, которых вырастила и воспитала деревня.
Человек-легенда
Осип Петров, Федор Шаляпин, династия Пироговых. Это могучие басы России. Осип Петров, например — первый исполнитель партии Сусанина. О Федоре Шаляпине знает весь мир. Именно в Кольцовке родился продолжатель — Максим Михайлов. Хотя он родился на двадцать с лишним лет позже Шаляпина, детство их во многом схоже. Оба — из бедных семей и были вынуждены уйти из дома на заработки. Михайлов работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани. Оба начинали петь в церковном хоре.
«Один из моих соседей по ночлежному дому, — рассказывал Максим Дормидонтович, — посоветовал обратиться к Мореву, руководителю большого церковного хора. Морев внимательно прослушал меня, и голос ему понравился, но, узнав, что мне негде жить, отказался принять в хор, рекомендовав обратиться в Сретенский монастырь. В тот же день я направился в монастырь, где был прослушан и принят в церковный хор». Вскоре певец поступил на пастырские курсы, а затем - в Казанское музыкальное училище.
В Казани во время гастролей московской оперной труппы Михайлов впервые услышал Федора Шаляпина в партии Ивана Сусанина. Это исполнение потрясло его и осталось в памяти. Когда началась Первая мировая война, чтобы сохранить голос и не попасть в солдаты, Михайлову посоветовали принять духовный сан... Так его голос рос и креп в стенах православных храмов.
В Москву Михайлова пригласили протодьяконом в церковь Василия Кесарийского, потом он служил в Елоховской церкви, в храме Христа Спасителя - еще до его разрушения. Однажды на службе присутствовали... сотрудники радиокомитета. Через некоторое время его пригласили на прослушивание. И Михайлов принял решение покинуть церковь и стать светским певцом. А уже через год он был принят в труппу Большого театра. Тогда ему было 39 лет.
Действительно, природа одарила Максима Михайлова необыкновенным голосом. На зрителя обрушивалась огромная звуковая лавина - 87 децибел Михайлова не намного уступали шуму взлетающего самолета. Федор Шаляпин в последние годы жизни говорил: «Настоящий бас сейчас только Максим Михайлов. Большой театр не обеднел. Какой голос - я даже завидую ему».
Известный певец, солист Большого театра (бас) Александр Ведерников вспоминал: «У Максима Дормидонтовича не было подражательности, но во всем присутствовала преемственность подлинности русского искусства. Это был богатырь, как Илья Муромец. И голос, и внешность богатырские: Известно, что он был любимым певцом Сталина, и это, конечно, давало ему определенную свободу».
О роли Сусанина Михайлов вспоминал с теплотой: «Я сам по происхождению из крестьян, может, поэтому образ Сусанина мне особенно близок и дорог». Певец выступил в роли Ивана Сусанина 400 раз и получил за нее Сталинскую премию.
Михайлова любили и знали не только у нас в стране, но и за рубежом. Но в жизни он был очень стеснительным человеком, и так и остался - простым пареньком из Кольцовки. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
Надо иметь признавать
Об этом человеке говорят и пишут разное. Речь идет о Сергее Ксенофонтовиче Короткове. Например, есть такое воспоминание: «Обладатель двух золотых звездочек Героя Социалистического Труда С. К. Короткое был известен в стране как организатор колхозного движения. Не все знают, что у любимчика вождей было необычное хобби - ниспровергать секретарей обкома. Несгибаемых деятелей «политический киллер» обычно выбивал из кресел метким выстрелом-жалобой в адрес ЦК. Историки считают его одним из талантливых руководителей колхозов, символом и самородком колхозного движения, опорой властей при проведении разных экспериментов в сельском хозяйстве как при Сталине, таки при Хрущеве». Чем-то обидела история автора, если он, будучи полковником, звезды Героя Социалистического Труда небрежно называет двумя золотыми звездочками, а самого Короткова—политическим киллером. Бог с ним, пусть это останется на совести автора... Но историю надо признавать или... опровергать аргументированно.
Комсомольцу Сергею Короткову было девятнадцать лет, когда он стал организатором колхоза в родной деревне. Дружная работа в колхозе скоро дала свои результаты. Когда-то нищее село стало одним из самых богатых в стране. К1939 году здесь выросли добротные здания пяти животноводческих ферм, свой маслозавод, построены средняя школа, больница, электростанция, появились специальные овощехранилища, сверкающая чистотой большая столовая для колхозников. Кольцовка превратилась в благоустроенное селение. Здесь проводился и республиканский съезд колхозников-ударников, делегаты которого легко разместились в большом зрительном зале просторного колхозного клуба. С каждого гектара земли в 1940 году колхоз собрал в три раза больше зерна, чем в 1933 году, в семь с половиной раз больше картофеля и овощей, в двенадцать раз больше кормов. Только зерна в 1940 году было собрано по 176 пудов с гектара.
Выдавались такие годы, когда колхозники получали по 14 килограммов зерна на трудодень. У недавних бедняков амбары переполнялись зерном, и многие колхозники оставляли свои запасы на хранение в артельной кладовой.
Правительство наградило Сергея Короткова орденом, а в 1934 году он был избран депутатом. Верховного Совета СССР. Бывший бедняк стал крупным государственным деятелем.
С. Коротков 25 лет проработал председателем родного колхоза. Под его руководством была создана высокая культура земледелия, достигнуты большие успехи в развитии общественного животноводства, разработана система интенсивного ведения хозяйства. В1938-1945 годах С.К. Коротков был заместителем председателя ЦИК Чувашской АССР, народным комиссаром земледелия Чувашской Республики, заместителем председателя Совнаркома, первым секретарем Вурнарского райкома КПСС. Он избирался делегатом трех съездов КПСС, был членом Чувашского обкома КПСС, депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов.
В 1947 году Сергею Ксенофонтовичу за получение высоких урожаев ржи и пшеницы было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 апреля 1961 года он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда. На родине героя был установлен его бронзовый бюст. Он также был награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, многими медалями.
Деревня героев
Особая гордость Кольцовки - Герои Социалистического Труда. В небольшой деревне их было 13. Это председатель колхоза С.К.Коротков, бригадиры П.П. Пупин, А.Ф. Доманин. А.Д. Ашанин, В.Д. Ашанин, И.Т. Пронькин, рядовые колхозники И.С. Саканин, Н.Я. Михейкин, В.М. Саканина, П.Ф. Елдырева, ВТ. Попкова, Н.С. Суров, Е.Е. Ерошина. Более 100 тружеников были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Герои до конца дней своих были продолжателями лучших традиций добросовестного отношения к труду, добрым примером для молодежи.
Из трудовых династий можно отметить семью Михаила Константиновича и Матрены Николаевны (Елдыревых. Михаил Константинович, один из организаторов колхоза, погиб на фронте Великой Отечественной войны, а Матрена Николаевна работала полеводом. Три сына супругов Елдыревых трудились в колхозе механизаторами: Александр и Иван — комбайнерами, а Геннадий — шофером. Дочь Нина работала дояркой, жена Александра Галина —телятницей, жена Ивана Валентина — рядовой колхозницей.
Или взять другую семью— Ивана Яковлевича и Евдокии Андреевны Ваиных. Иван Яковлевич долгое время работал бригадиром строительной бригады, супруга - рядовой колхозницей. Сыновья Николай и Иван работают механизаторами, а супруги их — Мария и Нина — свинаркой и дояркой. Сын Ивана Ивановича Николай, т.е. внук Ивана Яковлевича, работал комбайнером.
Нельзя не сказать и об Александре Федоровиче Доманине, который, к сожалению, ушел из жизни на 86-м году 25 июня 2009 года. Его трудовыми успехами и подвигами и ныне гордятся вурнарцы: ему присвоено звание "Почетный гражданин Вурнарского района".
С первого и до последнего дня он участвовал в Великой Отечественной войне. В1945-1961 годах работал бригадиром полеводческой бригады, заведующим фермой. В1961-1976 годах руководил колхозом им. Ленина. В 1949-м году он удостоен звания Героя Социалистического Труда. Александр Доманин пять раз награжден орденами Ленина, дважды —орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской революции, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в 1973-м году занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.
Кстати, в интернете удалось найти довольно интересное поздравление-приветствие: «Всей День Победы прошу всех воинов Великой Отечественной войны, штрафные роты и батальоны роком судьбы пронзившим, принять мои поздравления!
Я обращаюсь прежде всего к бывшему командиру взвода 14 армейской Отдельной штрафной роты 8 Армии старшему лейтенанту ДОМАНИНУ АЛЕКСАНДРУ ФЕДОРОВИЧУ, кавалеру ордена Александра Невского, за тот бой 27 июля 1944 при Путках в Эстонии, и Герою Социалистического Труда в последующем, когда после тяжелого ранения возглавил он колхоз в деревне Кольцовка, что в Чувашии, и сделал его процветающим...
Я желаю Вам, дорогой мой Александр Федорович, здоровья..., держитесь...
А через него поздравляю всех воинов, штрафные подразделения осенившие, всех тех, кто жив поныне, и их потомков, память о них светлую чтящих!
Вечная слава павшим нашим героям...».
Это еще одно доказательство, что Александр Федорович прошел настоящий ад войны, ведь штрафные подразделения бросали туда, где было трудно.
Не подводили в годы войны жители Кольцовки, работая в тылу. Они добивались высоких результатов. В 1943-м году, например, несмотря на неблагоприятные погодные условия, собрано по 17 центнеров зерна с гектара, в 1944 — по 22-32 центнера зерна с гектара и сдано государству 357 т. Колхозники из своих сбережений продали государству 10000 пудов хлеба. Больше того, только в 1942 году колхозники внесли на строительство танков и самолетов для Красной Армии полмиллиона рублей, 100 000 рублей внес председатель колхоза Антонин Дмитриевич Васянин.
И. Сталин прислал телеграмму колхозникам с благодарностью: «Кольцовский колхоз имени Сталина Вурнарского района, Чувашской АССР. Председателю колхоза тов. Васянину.
Благодарю колхозников и колхозниц колхоза имени Сталина, собравших средства на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии», и лично Вас, товарищ Васянин, за заботу о Красной Армии. Примите мой привет.
И. Сталин. Москва, Кремль».
Что касается председателя колхоза, то Антонин Дмитриевич собрал сто тысяч рублей и на строительство самолета, а в письме, адресованном Сталину, просил передать самолет своему сыну — летчику Николаю Васянину. В ответном письме И. Сталин сообщил: «Примите мой братский привет и благодарность Красной Армии за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено».
Михаил ТЮГАЕВ.
Проект реализуется при
финансовой поддержке
Министерства культуры,
по делам национальностей,
информационной политики
и архивного дела Чувашской
Республики.